Тел: 8 (3952) 52-15-30
e-mail: baikal-region@artifact.isu.ru

Лаборатория археологии и палеоэкологии ИАЭТ СО РАН – ИГУ

Под наименованием «Иркутская совместная» (ИСЛАП) лаборатория создавалась в 1993 г. и фактически может быть принята современницей НИЦ «Байкальский регион», тем более, что проектировалась составной единицей будущего крупного геоархеологического вузовско-академического формирования.

Академик А. П. Деревянко во второй половине 1980-х гг. приступил к реализации проекта внедрения в вузовскую научно-образовательную сферу археологических лабораторных подразделений со штатными составами академической приписки. Тем самым формировалась конструкция «зонтика» – лаборатории Института археологии и этнографии СО РАН в интерьере тех ВУЗов Северной Азии, в которых в 1950-1970-е гг. явочным порядком уже были созданы археологические подразделения местной разработки с квалифицированными специалистами. Генеральные позиции руководства «хозяином» проекта – ИАЭТ СО РАН в г. Новосибирске – делегировались Научно-исследовательским частям (НИЧ) вузов, как бы, на совместных началах. Это предприятие не грех назвать лебединой песней советской академической науки и высшего образования, ощущавших назревшую уже тогда потребность к интегративным связям органического свойства.

Археологический «зонтик» Академии наук, спроецированный академиком А. П. Деревянко на вузовскую сеть российской Северной Азии был предприятием ресурсного порядка в обеспечении динамики развития текущих и предстоящих колаборантных научных изысканий, перманентно модифицируемых в аудиторные образовательные процессы. Принцип научно-образовательного плюрализма состоялся и дело исследования древностей Северной Азии к рубежу XX–XXI вв. явно обрело второе дыхание.

В реалиях сегодняшней научно-исследовательской практики, выполнения многообразных образовательно-просветительских функций, оформления и предоставления результатов грантово-проектной продукции, в непрерывной охранно-экспертной работе этот принцип межведомственной совместности соблюдается неукоснительно, и признаки его качественно-количественного роста умножаются поступательно. В поле же чиновно-педагогического администрирования науки и высшего образования идут иные процессы, ориентированные исключительно на разрыв связей органического свойства, созданных блоком, прежде всего, научных изысканий. Эти процессы, конечно же, обречены, но чтобы выстоять и дожить до радостных минут их фиксированного краха, необходимы коллективные усилия руководства и подразделений, и науки, и образования. То, что создано трудом в продуманной проектной ориентации на реальный (расчетный) успех, не может быть уничтожено. Но сохранить импульс развития созданного в движении можно лишь приращением живых качеств. Эти качества уже есть основания считать концептуально продуцированными.

В составе лаборатории — 7 штатных сотрудников и 6 совместителей.