Тел: 8 (3952) 52-14-76
e-mail: baikal-region@artifact.isu.ru

Структура

Лаборатория археологии и палеоэкологии НИЧ ИГУ

Подразделение официально оформилось в 1988 г., как штатная научно-исследовательская лаборатория археологии и этнографии при Научно-исследовательской части ИГУ.

Основными видами деятельности лаборатории археологии и палеоэкологии при научно-исследовательской части университета являются выполнение фундаментальных научно-исследовательских работ в рамках тематических программ по линии Министерства образования и науки РФ, грантовой поддержки российских научных фондов и международных проектов, а также проведение мероприятий по сохранению археологического наследия.

В настоящий момент финансирование штатного расписание лаборатории осуществляется преимущественно в рамках государственного задания (Минобрнауки РФ) и хоздоговорных работ. В составе лаборатории – 4 штатных сотрудника и 7 совместителей.

Кафедра археологии, этнологии, истории древнего мира

Как научно-образовательное подразделение Иркутского университета кафедра имеет, без малого, столетнюю предысторию. Начала ее становления и развития восходят к 1918 г. (времени образования Иргосуна), формирования в его структуре возглавленной профессором Б.Э. Петри кафедры первобытной истории и, наконец, образованного по его же инициативе научно-исследовательского объединения студентов и преподавателей, известного под названием «Кружок народоведения».

исторический факультет ИГУЗдание исторического факультета ИГУС самого начала «петринская школа» объединяла в исследовательской практике огромный комплекс гуманитарных и естественных научных дисциплин, кооперировалась с центрами наук о биологии человека и животных, географии и геологии, антропологии и палеозоологии. К середине 1930-х гг. петринская научно-педагогическая школа подготовила российской гуманитарной науке и вузовской педагогике таких ученых, как археологи А.П. Окладников, П.П. Хороших, Г.В. Ксенофонтов, антропологи М.М. Герасимов и Г.Ф. Дебец, географ И.В. Арембовский, этнограф П.Г. Полтораднева, и многих других. К началу 1940-х гг. научная археология и народоведение в Иркутском университете были фактически закрыты. Ученики Б.Э. Петри частью прошли через горнило сталинских репрессий, частью рассредоточены миграцией в научные учреждения Москвы и Ленинграда. Годом рождения нового цикла формирования научно-педагогического направления археологии и этнографии в Иркутском университете можно принять 1956 г. – начало работы археологического отряда М.М. Герасимова, включенного в состав геолого-палеонтологической экспедиции Института геологии АН СССР. К работе на палеолитической стоянке Мальта (Усольский район Иркутской области) М.М. Герасимов привлек тогда еще молодых студентов истфака – Г.И. Медведева, В.В. Свинина и М.П. Аксенова.

В 1963 г. при ИГУ в составе кафедры всеобщей истории и при активном содействии её заведующего проф. С.В. Шостаковича была сформирована первая в Сибири и на Дальнем Востоке вузовская лаборатория археологии и этнографии. К 1985 г. лаборатория была преобразована в научное подразделение при научно-исследовательской части ИГУ. К этому времени в ее штате числилось уже более 10 сотрудников – выпускников исторического факультета ИГУ, а в российской научной общественности оформилось и закрепилось её неофициальное наименование – «Иркутская школа». Характерными признаками этой «школы» прежде всего является традиционно комплексный подход в исследованиях человека и общества, технологий производства и жизнеобеспечения в изменчивой природной и социальной среде. Глобальности решаемых исследовательских задач соответствует активное использование не только археологических, этнологических и исторических источников, но и всего спектра теоретических и прикладных знаний, которыми располагают современные обществоведческие и естественнонаучные дисциплины. Профессиональная подготовка будущих археологов и этнологов, кроме заданных учебными программами лекционных курсов и усвоения профильной литературы, включает полевые практики и, начиная со 2-3 курсов, самостоятельные тематические исследования. Авторские результаты этих исследований вводятся в информационное поле отечественной археологии и этнологии через доклады на ежегодных студенческих конференциях, публикации статей в российских академических и вузовских изданиях.

Кафедра археологии и этнографии официально была выделена из состава кафедры всеобщей истории исторического факультета ИГУ и утверждена приказом по университету 6 декабря 1988 г. В 1992 г. лаборатория и кафедра стали основной ячейкой созданного при НИЧ ИГУ Научно-исследовательского центра гуманитарных программ, а в 1993 в его составе формируется новее подразделение – управляемая совместно Институтом археологии и этнографии СО РАН и университетом Лаборатории археологии и палеоэкологии. Одно это событие является признанием того, что «Иркутская школа» является одним из ведущих центров вузовской и академической науки, продуктивно действующим центром подготовки специалистов для ряда научных учреждений и профильных служб системы регионального самоуправления.

Выпускники кафедры составили основное ядро штатных сотрудников двух научно исследовательских центров – Лаборатории древних технологий НИ ИрГТУ и Лаборатории археологии и этнографии ВСГАО (г. Иркутск). По инициативе кафедры при областной администрации созданы и укомплектованы ее выпускниками государственная служба по охране культурного наследия и центр сохранения наследия Иркутской области. Выпускники кафедры долгое время составляли профессиональный костяк областного краеведческого музея. Один из выпускников, с 1990 г. работая в администрации, прошел путь от простого клерка до заместителя министра культуры и архивов Иркутской области. Существенно расширился круг зарубежных партнеров кафедры. Постоянные рабочие контакты (совместные экспедиции, грантовые программы) поддерживаются с научными центрами Китая, Монголии, Канады, Японии, Польши, Великобритании, Дании и Норвегии. К настоящему времени при кафедре функционирует библиотека научной и учебной литературы, насчитывающая более 15 тыс. единиц хранения, содержащих достаточно полный объем опубликованных знаний по археологии, истории доклассовых и раннеклассовых обществ, этнологии, науковедению и религиоведению.

В настоящий момент на кафедре работает 7 преподавателей, в том числе 1 д-р наук и 4 канд. наук, а также 12 человек вспомогательного технического персонала в составе лаборатории.

Страница кафедры на сайте исторического факультета.

Лаборатория археологии и палеоэкологии ИАЭТ СО РАН - ИГУ

Под наименованием «Иркутская совместная» (ИСЛАП) лаборатория создавалась в 1993 г. и фактически может быть принята современницей НИЦ «Байкальский регион», тем более, что проектировалась составной единицей будущего крупного геоархеологического вузовско-академического формирования.

Академик А. П. Деревянко во второй половине 1980-х гг. приступил к реализации проекта внедрения в вузовскую научно-образовательную сферу археологических лабораторных подразделений со штатными составами академической приписки. Тем самым формировалась конструкция «зонтика» – лаборатории Института археологии и этнографии СО РАН в интерьере тех ВУЗов Северной Азии, в которых в 1950-1970-е гг. явочным порядком уже были созданы археологические подразделения местной разработки с квалифицированными специалистами. Генеральные позиции руководства «хозяином» проекта – ИАЭТ СО РАН в г. Новосибирске – делегировались Научно-исследовательским частям (НИЧ) вузов, как бы, на совместных началах. Это предприятие не грех назвать лебединой песней советской академической науки и высшего образования, ощущавших назревшую уже тогда потребность к интегративным связям органического свойства.

Археологический «зонтик» Академии наук, спроецированный академиком А. П. Деревянко на вузовскую сеть российской Северной Азии был предприятием ресурсного порядка в обеспечении динамики развития текущих и предстоящих колаборантных научных изысканий, перманентно модифицируемых в аудиторные образовательные процессы. Принцип научно-образовательного плюрализма состоялся и дело исследования древностей Северной Азии к рубежу XX–XXI вв. явно обрело второе дыхание.

В реалиях сегодняшней научно-исследовательской практики, выполнения многообразных образовательно-просветительских функций, оформления и предоставления результатов грантово-проектной продукции, в непрерывной охранно-экспертной работе этот принцип межведомственной совместности соблюдается неукоснительно, и признаки его качественно-количественного роста умножаются поступательно. В поле же чиновно-педагогического администрирования науки и высшего образования идут иные процессы, ориентированные исключительно на разрыв связей органического свойства, созданных блоком, прежде всего, научных изысканий. Эти процессы, конечно же, обречены, но чтобы выстоять и дожить до радостных минут их фиксированного краха, необходимы коллективные усилия руководства и подразделений, и науки, и образования. То, что создано трудом в продуманной проектной ориентации на реальный (расчетный) успех, не может быть уничтожено. Но сохранить импульс развития созданного в движении можно лишь приращением живых качеств. Эти качества уже есть основания считать концептуально продуцированными.

В составе лаборатории – 7 штатных сотрудников и 6 совместителей.